Превышение скорости? А ты, дядя, докажи!

Печать
Размер шрифта Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
Автор: Валерий ПОТАПОВ
Опубликовано: 06.01.2010 04:13
Последнее обновление: 07.02.2011 09:38

О пользе чтения ГОСТов

Все мы читали ПДД и знаем, что сие есть основной свод законов, регулирующих наше поведение на дороге. Некоторые из нас еще читали КоАП — Кодекс об административных правонарушениях и знают, что сие есть свод правил, по которым инспекторы ГИБДД нас могут карать. Но лишь единицы из нас читали другие нормативные документы. А зря! В них, порой, написано очень много занимательного.

Взять хотя бы знаки, ограничивающие максимальную скорость. Вы их все хорошо знаете и в приложении к ПДД картинки с их изображениями смотрели. Поэтому скажу лишь о некоторых нюансах, которых нет в ПДД.

Открываем ГОСТ Р 52289-2004 и читаем пункт 5.1.6:

«На дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1–1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.20, 3.24, установленные справа от проезжей части, дублируют.

Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе.

На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
— над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам».

То есть, если мы с вами едем по автодороге, где есть минимум по две полосы движения в каждую сторону, а знак ограничения скорости вывешен только справа, на обочине, и нас останавливают за превышение скорости, то смело говорим инспектору (или пишем в протоколе) об этом прискорбном факте и можем быть твердо уверены, что привлечь нас к административной ответственности нельзя.

Читаем ГОСТ далее, пункт 5.4.22:

«…Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100–150 м друг от друга.

Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м.»

Таким образом, если на дороге была разрешенная скорость, скажем, 90 км/ч, а потом вы вдруг видите знак 60 км/ч и этот знак не расположен перед въездом в населенный пункт, то знайте, что такой знак установлен с нарушением, и если вас под таким знаком «прихватят» гайцы за превышение — можете смело указывать в протоколе, что знак поставлен с нарушением действующего ГОСТа. Этого будет достаточно о прекращении дела об административном правонарушении.


Превышение скорости

Для того, чтобы привлечь вас к административной ответственности инспектор ДПС должен располагать фактами, прямо указывающими на совершенное вами нарушение. Таким фактом является только показание прибора, измеряющего скорость автомобиля. Никакие иные доводы, типа «вы превысили скорость, это даже на глаз было заметно» доказательством не являются, скорость может быть установлена только измерительными приборами, и вопрос этот регулируется статьей 26.8 КоаП РФ:

«Показания специальных технических средств.

1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса».

Что же это за «средства» такие? Их множество, в совокупности их называют радарами. Видов их несколько. Самые простые и самые пока еще распространенные — это ручные радары типа «Беркут», «Радис», «Искра», «Сокол» и т. д. Некоторые из них могут закрепляться на кронштейнах внутри или снаружи патрульной машины, но в любом случае всех их объединяет одно важное для нас свойство: они замеряют скорость не пойми чего. То есть, они бодро выдают скорость движущегося объекта, время фиксации и даже умеют все это запоминать. Но… не способны доказать, что они замерили скорость именно вашего автомобиля, а не скорость пролетевшего истребителя. Поэтому если вас остановили за превышение скорости и в качестве аргумента показывают один из таких приборов — задайте инспектору один простой вопрос: «А где тут написано, что это скорость именно моего автомобиля»? Девять из десяти инспекторов после этого молча вернут вам ваши документы и вы поедете дальше.

Если вы все-таки нарветесь на гайца, который решил с вами поспорить, и стал говорить, что, мол, его напарник видел, что измерялась скорость именно вашего документа — промолчите. Не вступайте в спор, пусть составляет протокол. Там в графе «объяснение водителя» напишите, что скорости вы не нарушали. Поскольку с их доводами вы не согласны, то назначить вам штраф, выписав постановление об административном правонарушении, гайцы на месте не смогут. Будут составлять протокол, в котором они напишут куда вы должны будете подъехать не позднее какого срока (около 2–3 недель). Причем, обратите внимание, в копии, которую вывадут вам на руки адрес и время должны быть читаемыми. Если это не так, то нет никаких законов, которые заставляют вас просить их исправить это, зато есть закон, позволяющий вам вообще не являться. То есть, это проблема гайцов, чтобы в вашей копии всё было написано читаемо, и они эту проблему пусть решают сами.

Если вас «прихватили» где-то за городом, далеко от дома, то напишите «Прошу рассмотреть дело по месту моего постоянного проживания». В этом случае гайцы обязаны будут либо дать вам мотивированный отказ (именно мотивированный, то есть со железной аргументацией, отказ в стиле «а я не считаю это нужным» — не мотивирован и не будет иметь законной силы), либо переслать протокол в ваше отделение ГИБДД, а те — вызвать вас повесткой. Если они не уложатся в отведенные законом 30 суток с момента составления протокола, то он потеряет законную силу и привлечь вас к ответственности не получится в любом случае.

В удобный для вас день и время вы подъедете в указанное отделение ГИБДД и там уже скажете, что никаких доказательств, что замеренная скорость относится именно к вашему авто, у инспектора не было, что именно в то время и в том месте было много проезжавших машин и поэтому прибор мог зафиксировать скорость любой из них, а не конкретно вашей. Про количество машин лучше говорить именно в самую последнюю очередь, зачем противнику пзаранее подсказывать о своих планах? Ну, и, за недоказанностью вы будете отпущены на все четыре стороны, получив при этом массу положительных эмоций.

Ну, а если вам время дороже и вы уже заранее готовы платить на каждый взмах полосатого жезла — вы напрасно тратите свое время, читая эту статью!

Следующая часть приборов — это радары с фото-видео-фиксацией. Здесь уже все гораздо сложнее, поскольку в качестве доказательства вашего нарушения фигурирует распечатка фотографии вашего авто с видимым госномером, где также указана скорость вашего автомобиля, а кроме того время и местоположение радара. Если ваше нарушение невелико и предполагает относительно небольшой денежный штраф, то, скорее всего, придется платить. Но если дело касается серьезных санкций (в том числе изъятие в/у), то есть смысл пободаться.

Надо обязательно выяснить какой именно маркой радара сделана фиксация вашего нарушения. Потом найти инструкцию на этот радар и внимательно ее изучить. Дело в том, что каждый такой прибор обязан быть использовать строго определенным способом: должен ли он быть закреплен, какова дальность действия, где и как он должен быть установлен и т. д. Кроме того известно, что каждый прибор обладает погрешностью измерения, поэтому нелишне будет узнать в каких условиях он работал в момент фиксации нарушения. Например, он мог разогреться от прямых солнечных лучей, или от печки автомобиля. Радары, позволяющие измерять скорость из движущейся патрульной машины, налагают весьма строгие рамки на скорость движения самой патрульной машины, как правило, разброс скорости не должен превышать ±5 км/ч, в противном случае резко возрастает погрешность измерения.

Если система видеофиксации включает в себя использование компьютера, то попросите инспектора внести в протокол лицензионные номера программного обеспечения, а если таковых не найдется, то на суде это будет хорошим аргументом в вашу пользу. Если инспектор откажется вносить и просто пошлет вас, сделайте об этом запись в протоколе — это несколько поубавит его прыть и также будет аргументом в вашу пользу.


Протокол и все, все, все…

Очень часто можно слушать, что, мол, гайцы творят на дорогах произвол, что вот меня остановили, показали на прибор, там превышение скорости, я стал требовать сертификат (акт поверки, сам прибор, целостность пломб и тому подобное — нужное подчеркнуть), а инспектор мне отказал… И, ах, они все гады и жулики!

Так вот, ничего этого вам предъявлять инспектор не обязан! Попросить его об этом вы можете, но ответ — на усмотрение инспектора. Захочет — покажет, не захочет — не покажет, и будет прав в обоих случаях.

Всё это вы имеете право требовать только после составления протокола, ведь согласно статьи 25.1 КоаП «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом». При рассмотрении дела в суде или в отделении ГИБДД вы сможете заявить соответствующие ходатайства на установление истины по всем этим вопросам.

А вот что может (и должно) быть указано в протоколе будет нелишне запомнить. В соответствии со статьей 26.8 КоаП, там в обязательном порядке должны быть указаны «…измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку». Если данных о названии тех.средства, его серийном номере и дате поверки нет или эти данные неполные, вы вполне можете заявить ходатайство о прекращении производства по вашему делу или возврате материалов дела в ГИБДД, потому что непонятно как, чем и на каком основании проведены измерения вашей скорости.

НПН — «нет причин не доверять»

«У меня нет причин не доверять инспектору, он лицо не заинтересованное, а вы пытаетесь уйти от наказания» — это самая распространенная причина необоснованного и предвзятого решения судьи в пользу инспектора, вопреки всякой логике и отсутствию доказательств. Спорить с этим ОЧЕНЬ сложно, но возразить все-таки можно.

Дело в том, что наказание может последовать только после решения суда, но никак не раньше него. Следовательно, пока судья не вынес своего решения вы не знаете и не можете знать о том, что подлежите какому-либо наказанию, следовательно нельзя «уйти» от того, чего еще нет.

Полемически — это неплохой ответ, но на то, что он прокатит в суде надежда кислая. Поэтому было бы очень даже хорошо обзавестись какими-либо аргументами, доказывающими заинтересованность инспектора. Например, личная неприязнь. Свидетельские показания очевидцев, аудиозапись, а лучше всего видеозапись о том, что инспектор у вас или вымогал деньги, или разговаривал с вами некорректно было бы весьма кстати, хотя случаи такие представляются крайне редко.

 
Оцените этот материал:
(5 голоса, среднее 5.00 из 5)