ДВИГАТЕЛЬ: замена масла и промывка

Печать
Размер шрифта Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
Автор: Валерий ПОТАПОВ
Опубликовано: 07.11.2010 12:07
Последнее обновление: 14.11.2010 22:02

На свете есть много разных и удивительных вещей, но более всего здесь — глупости человеческой. Целый ряд ошибок и заблуждений связано с заменой масла в двигателе автомобиля. Как часто менять? Какое масло лить? Надо ли промывать? Давайте начнем по порядку.

Какое масло заливать?

Лить что ни попадя в двигатель можно только в одном случае — если водитель идиот. А если нет, то следует разобраться с этим вопросом, ведь как ни крути, а двигатель — это самая дорогая часть вашего автомобиля, ее стоимость может достигать одной трети от всей суммы на авто.

Прежде всего следует обратиться к сервисной книжке на ваш автомобиль. Именно на ваш автомобиль,а не на автомобиль соседа. Потому что у вас могут совпадать марка и даже цвет авто, а вот моторы могут стоять разные. И масла для них тоже могут быть разными.

Итак, если у вас есть четкие рекомендации от производителя вашего автомобиля на конкретные марки масла, то им и надо следовать. Если нет — читаем дальше.

Иногда производитель указывает вполне конкретные марки масла для мотора. Следует воспользоваться этими советами.

Иногда производитель просто указывает код вязкости масла по системе SAE (например, 10W-40 и т. п.). В этом случае следует подобрать хорошее масло, соответствующее этой вязкости.

Есть три основных типа моторных масел: синтетическое, полусинтетическое и минеральное.

Синтетическое — это масло, синтезированное химико-физическим путем. Оно состоит из огромного числа разных компонентов и присадок и является наиболее дорогим. Как правило оно имеет наилучшие вязкостную характеристику (то есть способность сохранять определенную вязкость в широких температурных пределах) и способно ее сохранять дольше иных типов масел. Кроме того, «синтетика» обладает очень хорошими моющими свойствами.

Минеральное — это масло, полученное из натуральной нефти с небольшим числом (10-20%) синтетических присадок, корректирующих его вязкостную характеристику. Характеризуется большой способностью давать отложения на внутренних стенках двигателя, особенно при работе в нештатных условиях (температурах). Длительность службы «минералки» короче, чем у синтетического — менять почаще придется. Обладает низкой ценой.

Полусинтетическое — это, по сути, то же минеральное масло, но число присадок там увеличено (30-50%) с целью улучшения его характеристик. Обладает улучшенной (по сравнению с минеральным маслом) вязкостной характеристикой Длительность службы примерно такая же, как у «минералки».

Из вышесказанного может сложиться впечатление, что лучше всего, если позволяют финансы, заливать синтетику, ведь она самая «крутая», верно? Нет, не верно. Есть ряд вполне определенных случаев когда использование синтетического масла не оправдано, и есть случаи когда его использование просто противопоказано.

Во-первых, если авто ездит в южных регионах, где даже зимой температура редко опускается ниже нуля, характеристик масла на минеральной основе вам хватит заглаза и использование синтетики просто не целесообразно по финансовым соображениям. Ведь не используете же вы у себя дома золотую проводку только потому, что золото лучше проводит электрически ток, чем медь или алюминий!

Во-вторых, синтетика категорически противопоказана моторам с большим «пробегом» (примем этот термин, хотя правильнее сказать — с израсходованным моторесурсом). Дело в том, что синтетика обладает очень хорошими моющими свойствами и способно размывать старые масляные отложения, которые успели скопиться в двигателе в процессе длительной эксплуатации. Эти отложения будут отслаиваться комками и быстро забьют маслопроводы, двигатель начнет испытывать масляное голодание и быстро выйдет из строя.

Как часто менять масло в двигателе?

Прежде всего, смотрим на рекомендации производителя автомобиля. Там, как правило, указаны очень радужные 12-15-18 тысяч км пробега между заменами. Эти цифры, увы, не для нас. Дело в том, что в отличие от Европы или Японии, вероятность нарваться на «паленое» масло гораздо выше. Отличить паленое от настоящего удается далеко не всегда, так лучше хотя бы заложиться на сокращенное время эксплуатации.

Кроме того, указанные иностранными производителями сроки — для эксплуатации в нормальных условиях, у нас во многих регионах эти условия тяжелые, особенно в крупных городах. А для таких режимов производители рекомендуют снижать сроки замены примерно на четверть.

Таким образом, менять лучше не реже 9–10 тыс для синтетики и 7–8 для минералки и полусинтетики в тяжелых условиях эксплуатации (город, северные или горные регионы) и 11-12 тыс. км для синтетики и 9-10 тыс. км для минералки при эксплуатации в нормальных условиях.

Промывать или не промывать двигатель?

Это, пожалуй, один из самых сакраментальных вопросов, вызывающий наибольшее число споров.
На самом деле все эти споры идут либо от незнания, либо от нежелания подумать. Здесь невелика премудрость и есть ряд объективных факторов, понимая которые можно безбоязненно принять правильное решение.
В сознании почти каждого автовладельца фраза «промывка двигателя» четко ассоциируется с некой химической жидкостью, которую либо добавляют в старое масло перед сливом, после чего можно заливать новое, или же со специальным «промывочным маслом», которое заливается между «старым» и «новым» маслом.

Что же произойдет в случае использования таких «промывок» и «пятиминуток»? «Пятиминутка», состоящая из активных химических веществ, которую надо лить прямо в двиг в старое масло кардинально меняет свойства масла. «Промывка», которую надо лить между старым и новым маслами, тоже суть не масла, а чистая химия, совершенно непригодная для рабочих режимов двигателя. Самое главное — меняется вязкость масла. Очень сильно меняется, я бы даже сказал — в разы. Потом вы это масло начинаете сливать, но около 10-12% его все-равно остается в двигателе (так называемый «несливаемый остаток»). Если теперь вы нальете в двигатель новое масло, то оно смешивается, но уже не со старым маслом, а вообще непойми с чем, с этой адской смесью. Здесь простая математика: в нормальном масле около 85% — основа и плюс еще 15% присадок. А в вашем случае получится присадок уже не 15%, а целых25-27%. То есть, почти треть. Только действие этих «присадок» совершенно непредсказуемо, ибо они уж точно не предусмотрены ни производителем двигателя, ни производителем масла.

Таким образом, в общем случае, промывать двигатель не только не полезно, но и крайне вредно.

Из этого общего правила есть несколько вполне четких исключений, когда промывать двигатель все-таки целесообразно:

- при смене типа масла (скажем, лили минералку, а теперь хотим лить синтетику)

- при смене производителя и марки масла (скажем, лили отечественный «Лукойл», а теперь хотим лить британский ‛Shell“)

- при смене вязкости масла (лили зимнее масло, а теперь хотим лить летнее)

- после ремонта двигателя

- при попадании в масло двигателя посторонних жидкостей (например, антифриза)

Как надо промывать двигатель?

Лучше всего промывать чистым маслом. Делается это так: сливаем старое масло. Меняем масляный фильтр и заливаем новое масло. Откатываем 1–2 тысячи км, вновь сливаем масло, вновь меняем масляный фильтр и опять заливаем новое масло. Всё. Можно считать, что теперь у нас точно двигатель хорошо промыт, поскольку в каждом масле есть специальные моющие присадки, которые за 1–2 тысячи км хорошо промыли двигатель.

 
Оцените этот материал:
(23 голоса, среднее 4.65 из 5)